"Се человек", фреска Элиаса Гарсиа Мартинеса
В маленьком испанском городке Борха, расположенном около Сарагосы, с населением 5000 человек есть храм Милосердия, главной достопримечательностью которого была фреска «Ecce Homo» («Се человек»). Ее написал известный до сего времени лишь специалистам художник Элиас Гарсиа Мартинес. Родился он в 1858 году в муниципалитете Рекена, там же начал заниматься рисованием, потом учился живописи в Королевской академии изящных искусств Святого Карлоса, затем отправился в Барселону и после нее в Сарагосу. В Сарагосе художник женился, преподавал в Школе искусств портретную живопись. Умер в 1934 году. Его творчество оценено критиками не очень высоко.
Фреска находилась в плачевном состоянии – часть лика Христа стерлась, местами из-за влажности осыпалась краска. Прихожан сильно огорчало такое состояние картины.
В 2010 году 80-летняя пенсионерка Сесилия Хименес решила самостоятельно ее отреставрировать. По ее словам реставрацию разрешил настоятель. По словам же представителей церкви никто ничего не знал о художественной деятельности прихожанки. В это сложно поверить, учитывая, что «реставрация» продолжалась в течение двух лет и прервалась летом 2012 года, когда в церковь приехали специалисты, специально нанятые для восстановления фрески внучкой автора Тересой Мартинес за свой счет.
В прессе началась шумиха. Одни требуют по-настоящему отреставрировать картину, другие сравнивают Сесилию с Гойей, Мунком и Модильяни, считая, что нужно сохранить работу, как интереснейший образец примитивизма, третьи издеваются над результатом, называя его «Ecce Mono» («Се обезьянка»).
Моё мнение таково.
Во-первых, удивляет позиция церкви в этом вопросе – то они не замечают проводящуюся в течение двух лет реставрацию, то вдруг начинают брать деньги с туристов, чтобы вернуть фреску в исходное состояние. Конечно, множеству людей для самоутверждения просто необходимо заниматься общественно-полезной деятельностью. Сесилия Хименес прожила тяжелую жизнь, а это сильно приближает человека к религии. Она умеет рисовать, и пастор вполне мог бы разрешить ей работать над росписью храма. Но нельзя же поручать неспециалисту такую серьезную работу над памятником культуры, а потом еще и трусливо прятаться, не желая прямо сказать: «да, Сесилия действовала из лучших побуждений, и виноваты в сложившейся ситуации только мы».
И во-вторых, после шумихи в прессе многие узнали о существовании такого художника, как Элиас Гарсия Мартинес, которого, по-моему, абсолютно напрасно сочли посредственным. То, что можно разглядеть на оригинале полуразрушенной фрески, впечатляет и берет за душу. Сколько же еще открытий предстоит сделать совершенно случайно?
|