Скульптурный портрет царицы Таиах - Портреты, вдохновившие на творчество - Каталог статей - Картина ваших снов
Главное » О том, о сём » Портреты, вдохновившие на творчество » Скульптурный портрет царицы Таиах

Скульптурный портрет царицы Таиах

Скульптурный портрет царицы Мутнеджмет


Более ста лет назад, в 1905 году, великий русский поэт Максимилиан Александрович Волошин приобрёл в Берлине и перевёз в Коктебель копию великолепной скульптуры, выставленной в Каирском музее и поразившей его удивительным сходством с лицом его возлюбленной Маргариты Сабашниковой.

Скульптурный портрет царицы Мутнеджмет

Скульптурный портрет царицы Мутнеджмет

Найденная при раскопках Карнакского храма, статуя не сопровождалась какими-либо надписями, что давало повод египтологам в разное время давать ей различные имена. Современная наука видит в ней царицу Мутнеджмет, младшую сестру Нефертити, супругу фараона Хоремхеба. Удивительный скульптурный портрет египетской царицы с удлиненными, миндалевидными глазами и едва заметной таинственной улыбкой стал не только неотъемлемой частью дома Волошина в Коктебеле но и, пожалуй, одним из самых неожиданных и чарующих образов русской поэзии «Серебряного века».
Сам же Волошин назвал её царицей Таиах. Ей он и посвятил сонет «Таиах»:

Тихо, грустно и безгневно
Ты взглянула. Надо ль слов?
Час настал. Прощай, царевна!
Я устал от лунных снов.

Ты живешь в подводной сини
Предрассветной глубины,
Вкруг тебя в твоей пустыне
Расцветают вечно сны.

Много дней с тобою рядом
Я глядел в твое стекло.
Много грез под нашим взглядом
Расцвело и отцвело.

Все, во что мы в жизни верим,
Претворялось в твой кристалл.
Душен стал мне узкий терем,
Сны увяли, я устал...

Я устал от лунной сказки,
Я устал не видеть дня.
Мне нужны земные ласки,
Пламя алого огня.

Я иду к разгулам будней,
К шумам буйных площадей,
К ярким полымям полудней,
К пестроте живых людей...

Не царевич я! Похожий
На него, я был иной...
Ты ведь знала: я — Прохожий,
Близкий всем, всему чужой.

Тот, кто раз сошел с вершины,
С ледяных престолов гор,
Тот из облачной долины
Не вернется на простор.

Мы друг друга не забудем.
И, целуя дольний прах,
Отнесу я сказку людям
О царевне Таиах.


Во множестве других стихотворений Волошина упоминаются Таиах:

…Ночь придет.
За бархатною мглою
Станут бледны полыньи зеркал.
Я тебя согрею и укрою,
Чтоб никто не видел, чтоб никто не знал.
Свет зажгу. И ровный круг от лампы
Озарит растенья по углам,
На стенах японские эстампы,
На шкафу химеры с Notre Dame.
Барельефы, ветви эвкалипта,
Полки книг, бумаги на столах,
И над ними тайну тайн Египта -
Бледный лик царевны Таиах...

…Всю цепь промчавшихся мгновений
Я мог бы снова воссоздать:
И робость медленных движений,
И жест, чтоб ножик иль тетрадь
Сдержать неловкими руками,
И Вашу шляпку с васильками,
Покатость Ваших детских плеч,
И Вашу медленную речь,
И платье цвета Эвкалипта,
И ту же линию в губах,
Что у статуи Таиах,
Царицы древнего Египта,
И в глубине печальных глаз -
Осенний цвет листвы - топаз.

…Тот, кто раз сошел с вершины,
С ледяных престолов гор,
Тот из облачной долины
Не вернется на простор.
Мы друг друга не забудем,
И, целуя дольний прах,
Отнесу я сказку людям
О царевне Таиах.

…Тревожа древний сон могил,
Я поднимал киркою плиты...
Ее искал, ее любил в чертах
Микенской Афродиты.
Пред нею падал я во прах,
Целуя пламенные ризы
Царевны Солнца — Таиах
И покрывало Моны Лизы.
Категория: Портреты, вдохновившие на творчество | Добавил: taylex (20.08.2012)
Просмотров: 1897 | Комментарии: 3 | Теги: Мутнеджмет, царица, портрет, Египет, Максимилиан, Хоремхеб, фараон, Волошин, Таиах | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 3
+1   Спам
1 elina   (22.08.2012 20:41)
Насколько я знаю, Тийя была супругой фараона Аменхотепа III и матерью Аменхотепа IV, которого мы знаем, как Эхнатона. Ее изображение и мумию нашли подписанными, так что сомнений никаких не должно быть.

+1   Спам
2 taylex   (22.08.2012 20:48)
Нет, все немного не так.
Имя Таиах придумал сам Волошин. Сейчас расскажу более подробно.
Текст ниже – это компиляция той информации, что я собрал в Сети на разных сайтах, плюс капля моих домыслов.

Волошин познакомился со своей будущей супругой, Маргаритой Васильевной Сабашниковой, в Париже, где она занималась живописью и иконописью. Без благословения родителей она выходит за него замуж.
После свадебного путешествия они поселились в Петербурге в доме поэта-символиста Вячеслава Иванова, в так называемой Башне Иванова. Сам Вячеслав Иванов жил на последнем этаже этого дома. В Башне собирались актеры и философы, музыканты и художники, попасть туда на «прием» считалось большой честью.
Вячеслав вел с Маргаритой длинные беседы – о поэзии, о религии, о культуре; учил ее греческому языку и законам стихосложения. Иванов даже написал «Золотые завесы» – шестнадцать сонетов, в самих созвучиях которых было зашифровано имя Маргариты.
Маргарита запуталась в своих чувствах, как она сама писала: «я любила Вячеслава, но эта любовь была такова, что я не понимала – почему Максимилиан должен быть из нее исключен».
Волошин же сам «отошел в сторону», чтобы любимая женщина не мучилась…

Мы заблудились в этом свете.
Мы в подземельях темных. Мы
Один к другому, точно дети,
Прижались робко в безднах тьмы.
По мертвым рекам всплески весел;
Орфей родную тень зовет.
кто-то нас друг к другу бросил,
И кто-то снова оторвет…
Бессильна скорбь. Беззвучны крики.
Рука горит еще в руке.
И влажный камень вдалеке
Лепечет имя Эвридики.

Думаю, что он всю жизнь любил только ее…

Поэтому, увидев скульптуру царицы Мутнеджмет, поразительно похожую на Маргариту, он приобретает слепок с лица царицы, с которым больше не расстается.
А назвал он ее Таиах, именем, которое принципиально не существовало в Египте, и которого нет ни в одном языке.
Одна из версий происхождения имени считает, что это имя – анаграмма арабского слова «жизнь», т.е. все, что для Волошина «собрала» в себе Маргарита. А значение имени он никогда и никому не говорил, т.к. не хотел причинять боль своей второй жене Марии Степановне Заболоцкой.

+1   Спам
3 elina   (23.08.2012 00:54)
Всё это, конечно, хорошо, интересно и занимательно, но почему-то жутко раздражает, когда историческому памятнику дают своё название. А если бы кто взял и назвал бюст Нефертити, к примеру, именем Сойя? Или Тадж-Махал переделать в Комар-Мухал. К чему это? biggrin

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]