Портрет, спасший Тараса Григорьевича Шевченко из рабства
Портрет, спасший Тараса Григорьевича Шевченко из рабстваРассказывая о влиянии портретов на творчество, нельзя не упомянуть портрет Василия Андреевича Жуковского кисти Карла Павловича Брюллова, написанный около 1838 года. Ведь благодаря этому портрету была куплена свобода выдающегося поэта, мыслителя и художника Тараса Григорьевича Шевченко. Тарас принадлежал помещику Павлу Васильевичу Энгельгардту. Желая иметь личного портретиста, Энгельгардт отдал Шевченко на обучение в Петербург к некоему В.Ширяеву, живописному и малярному цеховому мастеру. Там его и заметили петербургские художники. Однако первая попытка выкупить Шевченко из крепостной кабалы закончилась неудачей – Энгельгардт запросил у Брюллова огромную сумму в 2500 рублей! «Самая крупная свинья в торжковских туфлях» – сказал о помещике после этого разговора Брюллов. Таких больших денег ни у кого не было. Тогда Брюллов и Жуковский придумали оригинальный ход – художник напишет портрет поэта, который разыграют в лотерее. Портрет писался долго, потому что именно в это время Жуковскому пришлось часто разъезжать по России вместе с наследником престола, будущим императором Александром II, при котором он уже несколько лет состоял в качестве «наставника». На портрете поэт спокоен и сосредоточен. Создается впечатление, что он внимательно слушает невидимого собеседника. Для того, чтобы подчеркнуть его солидное положение в обществе, были выбраны благородные красновато-коричневые тона, издревле символизирующие зрелость и мудрость. В апреле 1838 года портрет еще не был готов, однако Жуковский при помощи графа М.Ю.Виельгорского и статс-дамы графини Юлии Барановой устраивает лотерею в Аничковом дворце. Требуемая сумма в 2500 рублей была собрана, и портрет был продан. Очень интересен вопрос, кто же участвовал в лотерее, и кто выиграл портрет? В дневнике одной из царственных особ есть запись об этом событии: «Императрица Александра Федоровна потратила 400 рублей, будущий император Александр II и великая княгиня Елена Павловна – по 300 рублей». Известно, что царская семья выкупила все билеты, однако, как видно из записи, оплатила только 1000 рублей. Остальные деньги пришлось добавлять самим Карлу Брюллову и Василию Жуковскому. Выиграла в лотерее императрица, которая сразу же подарила портрет наследнику. Незаконченный портрет остался у Брюллова, который продолжал над ним работать. Окончательно он был завершен в 1841 году, однако Брюллов так и не передал его будущему императору. В процессе работы с изображения было снято три копии. Одна масляная копия, учеником Брюллова А.Н.Мокрицким в 1838 году, причем, иногда ему позировал сам Жуковский, вторая – П.Д.Быковым. Третья, акварель, была сделана самим Т.Г.Шевченко. После смерти Брюллова портрет попал в коллекцию к предпринимателю и меценату Василию Александровичу Кокореву. В конце 1860-х приобретен Третьяковской галереей. А сейчас он хранится в Государственном музее Т.Г.Шевченко в Киеве. Портрет очень нравился Жуковскому. Поэт даже написал к нему пару строк: Воспоминание и я – одно и то же, Я образ, я мечта, И становлюся я Чем старше, тем моложе... Чем старше становлюсь, тем я кажусь моложе. | |
Просмотров: 7391
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |