Пропавший портрет А.С.Пушкина, нарисованный Джорджем Доу.
Среди небольшого количества изображений Пушкина важное место мог бы занять карандашный рисунок, сделанный английским художником Джорджем Доу, с которым Александр Сергеевич плыл 9 мая 1828 года на пароходе, идущем в Кронштадт. Это была первая и единственная их встреча – Доу покидал Россию.
Этой встрече предшествовали бурные события в жизни обоих гениев.
Доу по приглашению Александра I уже почти десять лет в адском темпе работал над галереей Героев 1812 года для Зимнего дворца. Причем он занимался не только этими портретами (а их около 330 штук), он еще и брал заказы от высокопоставленных особ! Естественно, без "художественных негров" ему было не обойтись. Этими "неграми" стали Василий Александрович Голике и крепостной Александр Васильевич Поляков.
Подобная подозрительная продуктивность, откровенное стяжательство (Доу брал за портрет почти в 10 раз дороже, чем другие!), временами откровенная халтура новомодного художника вызвали множество скандалов. То обнаруживалось, что портреты резко начинали темнеть, потому что мастер сэкономил на качественных красках; то русские художники выказывали претензии, недовольные тем, что иностранцу не только достался такой большой императорский заказ, но и солидная доля заказов от частных лиц; то возникали подозрения, что тот или иной портрет написан не самим Доу, а одним из его учеников… Эти скандалы и побудили Николая I, пришедшего к власти после Александра I, приказать Доу покинуть страну.
Пушкин же только год как вернулся в Петербург из южной ссылки, в которой пробыл 7 лет. Он активно «вращается» в обществе, ему благоволит император. Он уже общепризнанный великий поэт.
О чем разговаривали знаменитый поэт и популярный художник? Это осталось неизвестным. Известно только, что Доу зарисовал Пушкина карандашом в свой альбом, а Александр Сергеевич ответил ему стихотворным экспромтом «Господину Дау»:
Зачем твой дивный карандаш
Рисует мой арапский профиль?
Хоть ты векам его предашь,
Его освищет Мефистофель.
Рисуй Олениной черты
В жару сердечных вдохновений,
Ведь юности и красоты
Поклонником быть должен гений.
Рисунок так и остался только наброском в альбоме художника. Альбом этот, к сожалению, до сих пор не обнаружен, однако с рисунком не все так просто.
Кстати, интересно упоминание Анны Алексеевны Олениной в контексте стиха. Оказывается в тот день именно отец и дочь Оленины вместе с Александром Сергеевичем провожали Доу на родину. И именно Анне Олениной Пушкин через год посвятит всем известные строки: "Я вас любил: любовь ещё, быть может…"
В 1870 году внезапно появляется след пропавшего рисунка – Александр Эрнестович Мюнстер, литограф и издатель, выпускает собрание портретов и биографических очерков «Портретная галерея русских деятелей». В ней он приводит литографированный «Портрет А.С.Пушкина», исполненный Петром Борелем, с пометкой «с гравюры Доу». О Бореле, к сожалению, нам известно мало. Мы знаем только, что он был достаточно педантичен, и скорее всего не мог допустить какую-либо ошибку. Конечно вполне возможно, что основой для литографии мог послужить другой рисунок Доу. Однако вероятность того, что перед нами практически именно тот карандашный рисунок, весьма высока.