Стихотворение Лермонтова "На картину Рембрандта"
Задумав заметку о стихотворении Лермонтова «На картину Рембрандта», посвященному одному из портретов кисти великого голландца, я никак не ожидал обнаружить, насколько сильно оно вплетено клубок впечатлений, размышлений и творений поэта! И теперь я не могу рассказывать о нем просто как о голом факте, потому что этот факт тянет за собой из клубка другие нити событий и обстоятельств. Например, явно переняв у Рембрандта приемы работы с тенью и светом и его «фирменные» темно-коричневые тона, Лермонтов еще и написал ряд своих работ, т.н. «испанский цикл», в которых впервые проявил себя как серьезный художник. Само стихотворение написано, судя по дневникам Лермонтова, в период с 1830 по 1831 гг. Точнее дату, к сожалению, установить невозможно. В это время Лермонтов жил в подмосковном поместье брата своей бабушки. За два года поэт пережил две несчастливых любви, сначала к надменной красавице Екатерине Сушковой, которая его полностью игнорировала, а затем к Наталье Ивановой, которая сначала отвечала молодому человеку взаимностью, но затем выбрала другого. Душевная боль не могла не отразиться на его восприятии жизни. Юноша много размышляет о себе, ищет сходные черты у Байрона, пытается выплеснуть свои переживания и страсти в поэзии и художественном творчестве. Именно тогда на глаза Лермонтову попадается один из портретов Рембрандта. Пораженный красотой и глубиной портрета, как будто заключающей в себя всю жизнь и страдания человека, позировавшего художнику, поэт пишет великолепные строки:
Ты понимал, о мрачный гений, Возникает закономерный вопрос, какой портрет увидел Лермонтов? Здесь начинается загадка. Кстати, надо заметить, что Рембрандт был не популярен тогда в России, поэтому, во первых, раньше юноша видеть его картины не мог, а во-вторых, ассортимент «доступных» работ художника был довольно скуден. Существует два портрета кисти Рембрандта, которые соответствуют стихотворному описанию. ![]() Один из них – «Молодой человек в одежде францисканца» (его еще называют «Портрет Титуса в образе монаха» или «Молодой монах-капуцин в высоком капюшоне»). В то время портрет находился в художественной галерее А.С. Строганова в Петербурге. Однако в Петербург Лермонтов приехал только в августе 1832 года, и совсем необязательно, как считают некоторые исследователи, что в его руки попадало иллюстрированное печатное описание галереи от 1807 года, в котором есть гравюра картины. ![]() Кроме того, можно видеть, что на гравюре нет цвета, важнейшей составляющей воздействия портрета, поэтому она просто не сможет произвести такое же сильное впечатление, как и оригинал. Предположение, что юный Лермонтов был знаком с достаточно профессиональным художником, создавшем отличную копию, тоже не выдерживает критики. Опять же слова:
Быть может, ты писал с природы, Вряд ли они могут относиться к молодому лицу, изображенному на портрете. Скорее имеется в виду время старости Рембрандта, время нужды и тяжелых ударов судьбы – банкротство, а затем смерть сына Титуса. Именно тогда мастерство Рембрандта как портретиста достигло небывалых высот. Созданные в этот период портреты людей, много переживших и много видевших, поразительно реалистичны. Второй подходящей к стихам картиной является «Портрет монаха-францисканца». Но и ее Лермонтов в то время видеть не мог. Таким образом, получается что картина, так растревожившая юношу, до сих пор не установлена. ![]() Но на этом история влияния этой загадочной картины на поэта не заканчивается. Из за душевной травмы юноша в тот период своей жизни не стремится к близкому личному общению. Он становится вроде как «наблюдателем» жизни, светским человеком, рефлексирующим, никому не доверяющим и ни с кем не сближающимся. Внутренние искания неизбежно ставят перед молодым человеком вопрос о происхождении, о своих предках. Семья Лермонтовых считала, что их род восходит к известному шотландскому поэту Томасу Лермонту. Это был загадочный человек, великолепный поэт, предсказатель, соперничающий с Нострадамусом, прославивший национальные шотландские предания и легенды. Однако Михаил фантазировал (абсолютно безосновательно), что он происходит от жившего в 16-м веке герцога Сандоваля Лермы, испанского государственного деятеля, бывшего серым кардиналом при короле Филиппе III, накопившего несметные богатства и покровительствовавшего живописи и скульптуре. Юноша даже подписывает свои письма М.Lerma. Эти фантазии и впечатление от портрета Рембрандта, причудливо переплелись в картинах, которые Лермонтов начал писать именно в это время. ![]() ![]() ![]() ![]() Акварели «Портрет Вареньки Лопухиной», «Испанец в белом кружевном воротнике», «Испанец с кинжалом», «Испанец с фонарём и католический монах» – буквально целая галерея, созданная художественным талантом Лермонтова. И неудивительно, что самая значительная его картина того периода, «Герцог Лерма» (1832-1833 гг.), написана для Варвары Лопухиной, новой любви юноши, сначала углем на стене в доме Лопухиных, а потом и в качестве полноценного портрета, которому молодой художник придал автобиографические черты. ![]() «Как причудливо тасуется колода!» Конечно, творческое наследие Михаила Юрьевича не зиждется только на портретах великого голландца, однако сквозь глубину веков гений Рембрандта повлиял и на Лермонтова-поэта, и на Лермонтова-художника. | |
Просмотров: 6697 | Комментарии: 2
| Теги: |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||